Лекция: «Гений и злодейство. Опыт совмещения»

Знаменитая скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» — «эталон соцреализма» и один из самых ярких символов советской эпохи — была создана в зловещие 1936-37 годы. Однако она вызвала восторг — и не только в Советской России, но и во Франции! Скульптура кажется целостной и вдохновенной. Значит, гений и злодейство совместимы? На встрече с Александром Михайловичем Копировским будем искать ответ на этот вопрос, пытаясь разобраться в проблемах искусства «эпохи развитого тоталитаризма».

Искусство и культура 16+

По широко известному выражению пушкинского Моцарта, «гений и злодейство – две вещи несовместные». Это значит, что человек-творец, человек-художник неспособен на злодеяние, например, на убийство. А если ему предложат не убить, а прославить убийцу своим творчеством? Или попросят создать идеализированный образ тоталитарного режима, который одной рукой пытается строить новое общество, а другой (иногда и обеими) унижает и уничтожает его строителей?

Можно отказаться – и обречь себя в лучшем случае на долголетнее безмолвие, а то и на шельмование (поэт Анна Ахматова). Можно переключиться на изображения новых хозяев жизни, одновременно работая «в стол», в расчете на лучшее будущее (художник Павел Корин с его «Уходящей Русью»).
А можно искренне считать, что тоталитаризм не связан с злодейством, и что созидаемая по его принципам жизнь прекрасна. Впрочем, судьба таких творцов и их творений, как правило, печальна. Будучи долгое время в зените славы, они в пору перемен быстро оказываются в забвении, а их знаменитые когда-то произведения становятся объектами
критики или насмешек (художники Александр Герасимов, Александр Дейнека, Дмитрий Налбандян).
Но есть и более сложные случаи. Например, «эталон соцреализма» – пафосная скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», созданная в зловещие 1936-37 годы. Однако она вызвала восторг не только в Советской России, но и во Франции! Да и сегодня, когда о
многочисленных памятниках Ленину можно услышать диаметрально противоположные мнения, на этот сталинский колосс никто не посягает, им скорее гордятся. Значит, гений и злодейство совместимы?
Не будем спешить. Зададимся вопросами: что было здесь источником вдохновения? какие элементы вошли в художественный синтез? какое пространство и как «организует» (выражение о. Павла Флоренского) это произведение вокруг себя?
Попробуем этим заняться на беседе (не лекции!) о проблемах искусства «эпохи развитого тоталитаризма».

Лектор – Александр Михайлович Копировский, искусствовед, кандидат пед. наук, профессор Свято-Филаретовского института.

Встреча пройдет в культурном центре «Покровские ворота» Покровка 27, к.1.

Билеты можно приобрести в книжном магазине СФИ: ул. Покровка, 29;
предварительно забронировать по тел. +7 (926) 529-39-26.
Стоимость билета 350 руб.

Поделиться:

1666 дней назад
3 октября 2019 19:00–22:00

Москва
Культурный центр «Покровские ворота», Покровка 27, к.1.
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить или вернуть

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов